Пишу мемуары, рассказы, повести, миниатюры, эссе, фотографирую пейзажи.

+7 (980) 310- 86-49

"Постарайтесь
получить то,
что любите,
иначе придётся
полюбить то,
что получили".

Бернард Шоу.
Главная \ АНОНСЫ ПРОЗЫ \ Даждь нам днесь...

Даждь нам днесь...

Даждь нам днесь... О хлебе России
В этом рассказе - мои и мамины воспоминания о хлебе России.

ОТРЫВОК:
... Что знаю и помню я об уборке зерновых? Комбайны на полях, бегущий поток зерна – в кузова машин… В советские годы с августа такими кадрами хроники наполнялись все телевизионные выпуски новостей, – начиналась «битва за урожай», - да и газеты пестрели заголовками: «Выиграем битву за урожай!», «Битва за урожай продолжается!»
И почему непременно «битва»?.Может потому, что было мало надежды на то, что сельские труженики… Кстати, тогда у нас и крестьян-то не было, а только - сельские труженики… или труженики села. Так вот, не было надежды, что сельские труженики не уберут выращенное зерно, если их не вдохновить, не мобилизовать на «борьбу за урожай»?
А, может, еще и потому, что самых трудолюбивых крестьян в годы коллективизации «уничтожили, как класс»?
Помню и еще: ровно подстриженное, вяло-жёлтое поле с аккуратными, выброшенными комбайнами копёнками соломы.
И  и такое осталось в памяти с тех пор, когда каждую осень всем Комитетом ездили в колхозы помогать труженикам села.
Так что нет, не пришлось мне увидеть пятьдесят первого снопа на готовой копне, но запах соломы и поля, отдавшего свой урожай людям, вкус зерён от вышелушенного колоска во мне еще живы, отчего в душу пробирается нечто сущее и радостное.      
 
«Если рожь сырая была, свозили ее сушить на ригу (постройка с печью для сушки снопов) и у Писаревых бо-ольшая рига была. Привязуть и как расставють!.. Тут уж дед цельными днями топить соломой или суволокой (сухая сорная трава, стебли бурьяна) и сушить её, а только потом начинали молотить, обмолачивать. Пока бабка встанить да завтрак сготовить, мужики в четыре цепа копну и обмолотили, и в хороший год пудов по десять с копны намолачивали.
Ну, а если не управлялися во время, то свозили снопы в сараи и укладывали на адОнки...
Да это - слой дядовника колючего, мыши-то не полезуть в этот дядовник, вот на него снопы и ставили, оставляли до осени, а уж тогда перевозили на ригу, налаживали печку, сушили и молотили.
Нет, пшеницы у нас тогда еще не сеяли, пшеничную муку только к празднику на пироги и покупали, а так всё лепешки ситные пекли. Высеють ржаную муку на сито, потом и замесють тесто. Да попрохоней, пожиже ставили, а потом - на капустный лист и в печку.
И до чего ж вкусные лепешки получалися! Бывало, так и ждёшь, когда бабка из печки их выставить».
 
А что знаю и помню Я об уборке зерновых? Комбайны на полях, бегущий поток зерна – в кузова машин… В советские годы с августа такими кадрами хроники наполнялись все телевизионные выпуски новостей, – начиналась «битва за урожай», - да и газеты пестрели заголовками: «Выиграем битву за урожай!», «Битва за урожай продолжается!»
И почему непременно «битва»?.Может потому, что было мало надежды на то, что сельские труженики… Кстати, тогда у нас и крестьян-то не было, а только - сельские труженики… или труженики села. Так вот, не было надежды, что сельские труженики не уберут выращенное зерно, если их не вдохновить, не мобилизовать на «борьбу за урожай»?
А, может, еще и потому, что самых трудолюбивых крестьян в годы коллективизации «уничтожили, как класс»?
Помню и еще: ровно подстриженное, вяло-жёлтое поле с аккуратными комбайнами ВЫБРОШЕННЫМИ копёнками соломы,и такое осталось в памяти с тех пор, когда каждую осень всем Комитетом ездили в колхозы помогать труженикам села.
Нет, не пришлось мне увидеть пятьдесят первого снопа на готовой копне, но запах соломы и поля, отдавшего свой урожай людям, вкус зерён от вышелушенного колоска во мне еще живы, отчего в душу пробирается нечто сущее и радостное.      
 
«Если рожь сырая была, свозили ее сушить на ригу (постройка с печью для сушки снопов) и у Писаревых бо-ольшая рига была. Привязуть и как расставють!.. Тут уж дед цельными днями топить соломой или суволокой (сухая сорная трава, стебли бурьяна) и сушить её, а только потом начинали молотить, обмолачивать. Пока бабка встанить да завтрак сготовить, мужики в четыре цепа копну и обмолотили, и в хороший год пудов по десять с копны намолачивали.
Ну, а если не управлялися во время, то свозили снопы в сараи и укладывали на адОнки...
Да это - слой дядовника колючего, мыши-то не полезуть в этот дядовник, вот на него снопы и ставили, оставляли до осени, а уж тогда перевозили на ригу, налаживали печку, сушили и молотили.
Нет, пшеницы у нас тогда еще не сеяли, пшеничную муку только к празднику на пироги и покупали, а так всё лепешки ситные пекли. Высеють ржаную муку на сито, потом и замесють тесто. Да попрохоней, пожиже ставили, а потом - на капустный лист и в печку.
И до чего ж вкусные лепешки получалися! Бывало, так и ждёшь, когда бабка из печки их выставить»...