Пишу мемуары, рассказы, повести, миниатюры, эссе, фотографирую пейзажи.

+7 (980) 310- 86-49

"Постарайтесь
получить то,
что любите,
иначе придётся
полюбить то,
что получили".

Бернард Шоу.
Главная \ ПРОЗА \ КРИВЫЕ ЗЕРКАЛА. Эссе.

Кривые зеркала, но!..

БЕРЕЗА КОНТРОВАЯ Ф - НЕБО
 

Нет, не могу, не хочу его перечитывать. Кого-кого… Да Гоголя*… Ну да, согласна с тобой, согласна. Он- классик, гордость наша российская, мастер языка, но всё равно не возьму больше в руки…А потому, что раздражает длиннейшей болтовнёй своих героев. Ну, что это? Вот, смотри, диалог Чичикова с Маниловым аж на двенадцати страницах!.. О да, зато характеры выписаны ярко, но… А вот что «но». Скажи, разве в России тогда были лишь одни нравственные уродцы, которых Гоголь насобирал в «Мертвых душах», «Ревизоре», «Носе»?.. Вот именно, были и другие, но он… лда и прочие наши классики… К примеру? А вот тебе пример. Драматург Николай Островский*. Он же высмеивал в своих пьесах купцов, а дворяне ему за это аплодировали потому, что купцов за плебеев принимали, которым до них… голубой крови!.. никогда не дотянуться. А ведь именно из купцов вышло столько щедрых меценатов, строивших для народа больницы, школы, работные дома… Ну да, купцам от иронии Острвского не убавилось… зато ему прибавилось денег, славы. И великому поэту Некрасову*, который вроде бы и сострадал русскому мужику, стонущем «под овином, под стогом, под телегой, ночуя в степи», но в то же время проигрывал в карты огромные деньги… Ну, для тебя в этом - ничего странного, а по мне… ведь все дворяне и столпы русской словесности, в том числе и Островский с Некрасовым, живя за счет крепостных и ратуя за их освобождение, тем не менее даже не пытались освободить своих рабов, хотя и имели на это право еще с начала девятнадцатого века, данное царём Николаем первым… Ой, подразумеваю, что, защищая их, хочешь только подзадорить меня, а я… Кстати, вот тебе и еще пример - Салтыков-Щедрин*, который своей сатирой восстанавливал общество против власти и о котором наш русский мудрец Василий Розанов* писал, что он «как «матерой волк» наелся русской крови и, сытый, отвалил в могилу»… Да не нападаю я на них! Но перечитывать не хочу. Не очень-то они благовидную роль сыграли в развитии российского общества, как нам старались внушить в школе. Слушай, а, может, потому о них так много нам и талдычили, что все они так или иначе были против царской власти?.. Ну, может, я и не права, но думаю, что писали классики о тёмных сторонах жизни потому, что такое интересовало утомленных балами дворян, которым хотелось иногда «кисленького» и хотя бы минуту посочувствовать тем самым крепостным, за счет которых жили, а писатели… Да, а у писателей появлялась слава и деньги, но их творения создавали такой чудовищный образ России, что даже и теперь хочется её проклинать, а уж в те времена!.. А как же, и проклинали. И расшатывали лодку те, кто верил классикам, убивая градоначальников, царей. И опять же прав Розанов: «После Гоголя, Некрасов и Щедрина совершенно невозможен никакой энтузиазм в России. Мог быть только энтузиазм к разрушению России»…   А что «представители серебряного века»? Те тоже были хороши… Смеёшься. И смех твой какой-то подозрительный, не пойму: чего ты?.. Ага, завораживающая эпоха декаданса, серебряный век! Нет, не надо, не читай мне из «них», я как-нибудь - сама. И дай договорить, что накопилось… А вот что. Годы декаданса были эпохой беспросветного эгоизма творцов. Как же согласна с критиком… не помню его фамилии, который написал, что мир для них, как предмет любви, исчез, что они не искали смысла существования человека, ибо сама жизнь была им безразлична и даже противна, а в своих стихах они были озабочены лишь поисками «новых форм самовыражения»... А что живописцы? Они тоже… Чего опять смеёшься? Ведь художники-авангардисты перечеркнули всё классическое искусство и своей кистью размыли, расчленили даже внешний образ человека. Не зря же самый скандальный из них, Малевич*, писал: всех реалистов я, мол, сбросил в могилу и запечатал своим «Черным квадратом»… о котором теперь талдычат как о шедевре искусства… Да какое это искусство! Может, только поступок… Да, поступок. А точнее - пиар, как сейчас говорят. Таких «квадратов» мой четырехлетний внук за вечер может написать с десяток, а значит… А то и значит, что картину, как у Рембрандта*, он не напишет, а таких квадратов… Хорошо, хорошо, успокоилась, но и ты спокойно ответь: может, писатели классики и представители серебряного века*, художники авангардисты, предлагая людям свои кривые зеркала, невольно помогали тем, кто устроил потом революцию и «счастливую жизнь»?.. Улыбаешься. Разводишь руками. Ну, тогда я… А вот, что я. Все эти классики и сами были кривыми зеркалами. Да и в советское время… спасаясь от лагерей и расстрелов*, «творцы» просто вынуждены были искажать реальность… То были не кривые зеркала, а мифы? Да врали, врали они! Вынуждены были врать, задавленные идеологией. А в наше время… А то, что и в наше время большинство «творцов» ласкают и убаюкивают обывателя, в изобилии предлагая ему «микстуру» или жвачку, - лишь бы денежки платили! И жвачку эту… как средство забвения, большинство с удовольствием «хавает», как сами же «творцы» с презрением и говорят о потребителях своей продукции…

Конечно, если хотят, пусть хавают, но во мне нарастает оторопь: так что же такое литература? Разве смогут её тропы привести человечество к «светлому будущему»?.. Не знаешь. Вот и я… но все же послушай:                

                       Ночь, улица, фонарь, аптека,               

                      Бессмысленный и тусклый свет.               

                      Живи еще хоть четверть века –              

                      Всё будет так. Исхода нет.                

                      Умрешь – начнешь опять, сначала              

                      И повторится всё, как встарь:               

                      Ночь, ледяная рябь канала,               

                      Аптека, улица, фонарь.

И это чудо оставил нам один из ярчайших представителей декаданса Александр Блок. Так как же, как - без этих «кривых зеркал?

-------------  

*Никола́й Го́голь (1821-1852) - русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист. 

*Алекса́ндр Остро́вский (1823-1886) - драматург.

*Никола́й Некра́сов (1821-1877) -  русский поэт, писатель и публицист, классик русской литературы.

*Михаи́л Салтыко́в-Щедри́н (1826-1889) - русский писатель, журналист, редактор журнала «Отечественные записки».

*Васи́лий Ро́занов (1856-1919) - русский религиозный философ, литературный критик и публицист. *Казими́р Мале́вич (1879-1935) - российский и советский художник-авангардист польского происхождения, педагог, теоретик искусства.

*Ре́мбрандт ван Рейн (1606-1669) - голландский художник, гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи.

*Сере́бряный век — период в истории русской культуры, относящийся к началу XX века, совпавший с эпохой модерна.

*Репрессии после революции 1917 года и Сталина - после 1930 годов.

*Алекса́ндр Блок (1880-1921) - великий русский поэт, писатель.