Пишу мемуары, рассказы, повести, миниатюры, эссе, фотографирую пейзажи.

+7 (980) 310- 86-49

"Постарайтесь
получить то,
что любите,
иначе придётся
полюбить то,
что получили".

Бернард Шоу.
Главная \ ПРОЗА \ Кривые зеркала, но!.. Эссе.

Кривые зеркала, но!..

БЕРЕЗА КОНТРОВАЯ Ф - НЕБО
---------------

Нет, не могу, не хочу его перечитывать. Кого-кого… Да Гоголя.
Ну да, согласна с тобой, согласна. Классик, гордость наша российская, мастер языка, но всё равно не возьму больше в руки.
А потому, что раздражает длиннейшей болтовнёй своих героев. Ну, что это? Вот, смотри, диалог Чичикова с Маниловым аж на двенадцати страницах!
О да, зато характеры выписаны ярко, но… 
А вот что «но». Скажи, разве в России тогда были лишь одни нравственные уродцы, которых Гоголь насобирал в «Мертвых душах», «Ревизоре», «Носе»?
Вот именно, были и другие, но он… Да и прочие наши классики…
К примеру? А вот тебе пример. Драматург Николай Островский. Он же высмеивал в своих пьесах купцов, издевался над ними, а ему дворяне аплодировали потому, что купцов за плебеев принимали, которым до них… голубой крови!.. никогда не дотянуться. А ведь именно из купцов вышло столько щедрых меценатов, строивших для народа больницы, школы, работные дома…
Ну да, купцам от иронии Острвского не убавилось… зато ему прибавилось и денег, и славы. И великому поэту Некрасову, который вроде бы и сострадал русскому мужику, стонущем «под овином, под стогом, под телегой, ночуя в степи», но в то же время проигрывал в карты огромные деньги.
Ну, для тебя в этом - ничего странного, а по мне… Все дворяне и столпы русской словесности, в том числе и Островский с Некрасовым, живя за счет крепостных и ратуя за их освобождение, тем не менее даже не пытались освободить своих рабов, хотя и имели на это право еще с начала девятнадцатого века, данное Николаем первым.  
Ой, подразумеваю, что, защищая их, хочешь только подзадорить меня, а я… Кстати, вот тебе и еще пример, Салтыков-Щедрин, который своей сатирой восстанавливал общество против власти и о котором наш русский мудрец Василий Розанов писал, что он «как «матерой волк» наелся русской крови и, сытый, отвалил в могилу».
Да пойми ты, не нападаю я на них! Но перечитывать не хочу. Не очень-то они благовидную роль сыграли в развитии российского общества, как нам старались внушить в школе... Слушай, а, может, потому о них так много нам и талдычили, что все они так или иначе были против царской власти?
Ну, может, я и не права, но думаю, что писали классики о тёмных сторонах жизни потому, что такое интересовало утомленных балами дворян, которым хотелось иногда «кисленького» и хотя бы посочувствовать тем самым крепостным, за счет которых жили. И дворяне читали творения будущих классиков… а у писателей появлялась не только слава, но деньги.
Да, слава и деньги – писателям, а их творения создавали такой чудовищный образ России, что даже и теперь хочется её проклинать, а уж в те времена!.. Вот и проклинали. И расшатывали лодку те, кто верил классикам, убивая градоначальников, царей. И опять же прав Розанов, когда писал: «После Гоголя, Некрасов и Щедрина совершенно невозможен никакой энтузиазм в России. Мог быть только энтузиазм к разрушению России».   
А что «представители серебряного века»? Те тоже были хороши.  
Смеёшься… И смех твой какой-то подозрительный, не пойму: чего ты?..
Ага, завораживающая эпоха декаданса, серебряный век!.. Нет, не надо, не читай мне из «них», я как-нибудь сама… И дай договорить, что думаю, что накопилось. Думаю, что годы декаданса были эпохой беспросветного эгоизма творцов. Как же согласна с критиком… не помню его фамилии, который написал, что мир для них, как предмет любви, исчез, они не искали смысла существования человека, ибо сама жизнь была им безразлична, даже противна, и в своих стихах они были озабочены лишь поисками «новых форм самовыражения».
А что живописцы? Они тоже…
Чего опять смеёшься? Ведь художники-авангардисты перечеркнули всё классическое искусство и своей кистью размыли, расчленили даже внешний образ человека. Не зря же самый скандальный из них, Малевич, писал: всех реалистов я, мол, сбросил в могилу и запечатал своим «Черным квадратом»… о котором теперь талдычат как о шедевре искусства.  
Да какое это искусство? Может, только поступок… Да, поступок. А точнее - пиар, как сейчас говорят. Таких «квадратов» мой четырехлетний внук за вечер может написать с десяток, а значит…
А то и значит, что картину, как у Рембрандта, он не напишет, а таких квадратов…  
Хорошо, хорошо, успокоилась… Но и ты спокойно ответь мне на вопрос: может, писатели классики и представители серебряного века, художники авангардисты предлагали людям кривые зеркала?.. тем самым невольно помогая тем, кто устроил нам потом революцию и «счастливую жизнь»? 
Улыбаешься. Разводишь руками. Ну, тогда я…
А вот, что я. Да, все они были кривыми зеркалами. Да и в советское время… Спасаясь от лагерей и расстрелов, «творцы» просто вынуждены были искажать реальность.
О да, конечно, то были не кривые зеркала, а мифы… Да врали, врали они! Вынуждены были врать, задавленные идеологией. А в наше время…
А то, что и в наше время большинство «творцов» ласкают и убаюкивают обывателя, в изобилии предлагая ему «микстуру» или жвачку, - лишь бы денежки платили! И жвачку эту… как средство забвения, большинство обывателей с удовольствием «хавает», как сами же «творцы» с презрением и говорят о потребителях своей продукции.
Конечно, если хотят, пусть хавают, но во мне нарастает оторопь: так что же такое литература? Разве смогут её тропы привести человечество к «светлому будущему»?
Не знаешь. Вот и я… Но все же послушай:                
                     Ночь, улица, фонарь, аптека,               
                     Бессмысленный и тусклый свет.               
                     Живи еще хоть четверть века –               
                     Всё будет так. Исхода нет.                
                     Умрешь – начнешь опять, сначала               
                     И повторится всё, как встарь:               
                     Ночь, ледяная рябь канала,               
                     Аптека, улица, фонарь.
И это чудо оставил нам один из ярчайших представителей декаданса Александр Блок. Так как же, как - без этих «кривых зеркал?