Пишу мемуары, рассказы, повести, миниатюры, эссе, фотографирую пейзажи.

+7 (980) 310- 86-49

"Постарайтесь
получить то,
что любите,
иначе придётся
полюбить то,
что получили".

Бернард Шоу.
Главная \ ПРОЗА \ ПОВОРОТЫ РОДИМОЙ ЗЕМЛИ. Из диалогоа с Оппом.

ПОВОРОТЫ РОДИМОЙ ЗЕМЛИ

 

Ну, пожалуйста, мой ироничный, прилети! Прилети и объясни: ну как можно… вот так!? Но увы, нет моего ОППонента, не слышит. Может, пропеть куплетик и тогда?.. Ага, пропою:
                    Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
                    И Ленин великий нам путь озарил.
                    Нас вырастил Сталин — на верность народу
                    На труд и на подвиги нас вдохновил…
Нет, не заинтересовали его строки из гимна прошлых лет. Да и зачем ему наши земные сомнения, разочарования?.. А, впрочем, пропою-ка тот же куплет, но не из сороковых годов, а из семидесятых, может, разность содержания и зацепит Оппа?
                    Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
                    И Ленин великий нам путь озарил:
                    На правое дело он поднял народы,
                    На труд и на подвиги нас вдохновил…
Ой, явился-не-запылился! Приветик! И где носился?.. Не груби. Не хочешь отвечать – не надо, но зачем же дерзить с налета?..  Да не я изменила третью строчку, а сам автор! Ага, «на труд и на подвиги нас вдохновил» уже только Ленин*, а Сталин* оказался не при чём… Чего хмыкаешь саркастически? Хорошо тебе, крылатому, носиться во Вселенной вольным и раскованным, а мы, простые смертные… ох, как же были связаны и зажаты партийными кесарями, вот и приходилось молчать, чтобы выжить. А вот «великий поэт» и автор гимна не молчал и, в угоду партии КПСС переписывал куплеты гимна и в сороковые, и в семидесятые, в двухтысячные… А вот таким стал один из куплетов:
                      От южных морей до полярного края
                      Раскинулись наши леса и поля.   
                      Одна ты на свете! Одна ты такая —
                      Хранимая Богом родная земля!..
Ну да, ни Ленина, ни Сталина, но зато «хранимая Богом» и «вождей народов» автор вычеркнул, но из-за этих переделок не могу воспринимать гимн безоговорочно, не-мо-гу! И для меня гимн России – «Прощание Славянки», военного дирижёра Василия Агапкина*. Когда слышу, да еще со словами Александра Галича*, то в душе такое поднимается!..

                       Снова даль предо мной неоглядная,

                       Ширь степная и неба лазурь,

                       Не грусти ж ты, моя ненаглядная,

                       И бровей своих темных не хмурь.

                       В утро дымное, в сумерки ранние,                            

                       Под смешки и под пушечный бах 
                       Уходили мы в бой и в изгнание 
                       С этим маршем на пыльных губах! 

                       Будут зри сменяться закатами,

                       Будет солнце катиться в зенит,

                       Умирать нам, солдатам, - солдатами.

                       Воскресать нам – одетым в гранит.

Да понимаю, понимаю, куда тебе – до комка в горле, ты – мировая душа, что тебе Россия! Да и не о ней я сейчас… А вот о чем. Скажи пожалуйста, ну как можно поэту вот так стелиться перед всеми режимами?.. Кому-кому… да Сергею Михалкову*!..  Ага, мы, человеки, слабы, грешны, зависимы и всем хочется хлеба с маслицем, а поэтому и… ой, ну и циник же ты, Опп! Какой же лукавый! Ну, прям как один из сыновей автора гимна… А вот почему так думаю. В своих дневниках за девяносто четвертый год откопала вот такие строки:  
«Фильм по телевизору «Курочка ряба», а потом - обсуждение в эфире. Режиссер Андрон Кончаловский*, только вчера прилетевший из Америки где и живет, сидит уверенный, раскованный, белозубый. Как же много в нем от американца!.. Да нет, фильм в общем-то правильный: семьдесят лет «совка» сделали из многих рабов... рабов, с которыми можно делать все, что угодно. Всё правда! И неправда… А вот в чём. В своём фильме размышляет режиссер, который... которому, как мне кажется, все беды наши, вся грязь наша и кровь служат только материалом, из которого лепит «свой кинематографический образ». Да еще эдак весело, легко, с приплясом и притопом. Поиграет нашими чувствами, ощущениями, страхами и опять улетит в Америку, как и сделал это в девяносто третьем, в день путча*, когда журналисты настигли его в аэропорту и он ляпнул им правду-матку: да, мол, уезжаю, потому что боюсь»… Ну, слышала уже, слышала это твоё… «слабы люди, грешны». И, может, не права была тогда к Кончаловскому, но сейчас я - не о нём. Потрясло меня тогда другое. Когда после просмотра «Курочки рябы» ведущий спросил жителей села, в котором фильм снимался: «Кто из вас снова согласен вернуться в соцлагерь?», то двадцать восемь человек из тридцати проголосовали «за»… Уверен, что и сейчас бы? Но откуда у тебя такая уверенность? А я так не думаю… Да потому, что люди умные и деятельные поняли, что даже относительная свобода многого стоит, а остальные… Хихикаешь над остальными. Во, даже холодом от тебя потянуло. Конечно, как твоей космической душе, если она у тебя есть… Ой, глаза-то как потемнели! Неужто и впрямь есть?.. Ну, если есть, то давай я тебе всё же дочитаю конец той записи. Хорошо, валяю: «Часто в мои бессонные ночные часы думается: нет, не повернуть страну вспять с нашим народом! На дворян работали кое-как, потом - на колхозы*, да еще с недавним прошлым экспроприации*! Грядет беда. Снова полетит Россия в пропасть!».. Да не накаркала я тогда! И слава Богу! Но, когда недавно Сергею Михалкову открывали памятник в Москве и речь держал сам президент Путин*!.. Ой, да брось ты, не верю, что он - поклонник этого «великого поэта», просто не смог отказать сыну Михалкова за то, что тот поддерживает его…Опять ты заладил: слабы, грешны, но я-то уже - не об этом… А вот о чём. Понимаешь, воздвигли в Москве памятник Михалкову, а жертвам сталинских репрессий, в числе которых и мои предки-крестьяне, их дети, - только камень из Соловков* на Лубянской* площади да разбросанные по окраинам памятные знаки… Нет, мой лукаво-ироничный, думаю, что не хватит этого, ведь если верить Интернету, то по России таких памятных знаков, созданных энтузиастами, около восьмисот, вот и московской интеллигенции надо бы создать в центре столицы государственный Мемориал, Книгу памяти, Музей террора… Вот-вот, а то каждый личностью себя мнит, как ты, а что б всем вместе… Заскучал? Ну и давай, улетай, я теперь как-нибудь сама додумаю.  

Попробую ответить на такой вопрос: почему наша интеллигенция такая инфантильная и разрозненная? А, наверное, потому, что весь девятнадцатый век и начало двадцатого только и умела учить да призывать народ противостоять власти, свергать ее. И ведь научила! В семнадцатом* свергли царя, Думу и тогда же уничтожили робкие зародыши общинной жизни. А что получилось? Миллионы расстрелянных, сосланных в ГУЛАГ*, да укоренившаяся привычка думать: всё зависит только от «верховного жреца». Вот и до сих пор… Ой, вернулся! И об чём не до хихикал?.. Думаешь, что «и до сих, и до скончания веков» интеллигенция такой и будет?.. Может быть. Но горестно, что по телевизору часто слышу от «представителей интеллигенции»: всё, мол, зависит «от верховного»! Да и простые обыватели сидят на лавочках во дворах среди мусора и ругают за это Путина, а чтоб самим встать да убрать этот мусор! Нет. Сидеть и ругать проще, тем более, что теперь это позволительно… Опп, как же надоел ты с этой своей присказкой: слабы, грешны. Дразнишь что ли?.. Ну, если только поддразниваешь, то слушай ещё. И «сидят на лавочках» не только обыватели, но и кто подеятельней, те, которые построили себе особняки, а договориться и вместе проложить к ним дорогу, не могут. Что, разве не так?.. Смеёшься. И что сей смех твой значит?.. Да нет, мой саркастичный, хотя и согласна с тобой, что интеллигенции не жить без митингов, протестов… болтовни на кухнях, в Интернете, в газетах и прочих СМИ, но пусть… Нет, пусть не сидит по домам и квартирам, а попробует сплачиваться для добрых дел… Каких-каких… да мало ли проблем у нас с детьми, экологией, инвалидами, заброшенными селами, одинокими стариками, бомжами, вот и создавали б сообщества, чтоб чем-то помогать людям, давать советы по выживанию, обучать гражданскому праву, наконец…  Ой, даже зевнул от скуки. Конечно, при твоих «космических масштабах мышления» что тебе наши человеческие заботы!.. что тебе наши сомнения, колебания, раздумья, шатания! Так, забава и развлечение или… словно комариный укус, так что смотри не усни от скуки здесь, на земле, а то собаки ночью покусают… Да ну тебя! Не хочу сейчас о природе, о луне и звёздах… Да, теперь мне с тобой скучно, так что улетай-ка ты в своё «прекрасное далёко», а я останусь здесь, на моей земле грешной, которая… как там, в нашем, трижды переписанном Михалковым, гимне? 
                       Одна ты на свете! Одна ты такая…

Нет, не могу – из «великого поэта» Михалкова, лучше тихо пропою из менее известного Владимира Лазарева*: 
                        Лес да степь, да в степи полустанки,

                        Повороты родимой земли,

                        И, как птица, «Прощанье славянки»

                        Всё летит и рыдает вдали…

Комментарий Галина Алинина