Пишу мемуары, рассказы, повести, миниатюры, эссе, фотографирую пейзажи.

+7 (980) 310- 86-49

"Постарайтесь
получить то,
что любите,
иначе придётся
полюбить то,
что получили".

Бернард Шоу.
Главная \ ПРОЗА \ СЛОВОМ ВОЛНОВАТЬ. Письма. Энтар Ждановичус.

СЛОВОМ ВОЛНОВАТЬ. Письма. Энтар Ждановичус.

«Словом волновать» - сборник виртуальных диалогов с близкими по мироощущению людьми. Комментируя прочитанные тексты друг друга, собеседники высказывают и отношение к литературе, искусству, нравственности, к давним событиям в стране и тем, при которых жили.

                                                            СМЕШАННОЕ ЛОПАТОЙ

Его миниатюра «До самого неба»:

«В осмыслении не исполненного, на фоне неотвратимости приближения к земле (пусть и в кружении) я начинаю ощущать над собой и вокруг некую пустоту. Пустоту, год от года, день ото дня всё более возвышающуюся и давящую... Ветер воспоминаний – вот что на время отодвигает обступившее со всех сторон Ничто. Я снова – там, а это значит здесь. И никакого Прошлого нет, а есть одна тысяча девятьсот семидесятый год…Так вот: здесь гора песку – сухого и чистого, его так много, что если смотреть от подножья, то кажется, будто он высыпан с неба. Но это не так, в нём кусочки ракушек и водорослей, он свезён со всего побережья, и это - стройка причалов в дальнем порту. Я, совсем ещё дитя, бегаю по тёплым барханам, прыгаю с обрывов и раз за разом скатываюсь в воду на лавине из миллионов песчинок, добавляя с каждым спуском год к однообразному бытию, а может, убавляя его…»

Я:

- Энтар, наверное, Вы правы, что вот так… о прошлом. А у меня не получилось, - вела дневники и когда пришла   пора, просто поместила их на лит сайты, как свидетельства, - чтоб знали… Но лучше бы писала вот так, как проявляет память… или сердце: «Снежка, наша карачевская речушка, тогда еще бойкая, с прозрачной водой, с песком на дне, с извивающимися косами водорослей, и я - с корзинкой в руках. Опускаю ее навстречу течению, завожу под косу, болтаю ногой, вспугивая рыбёшек, а потом рывком поднимаю. Быстро-быстро, с шумом исчезает вода, а там, на дне бьется о прутья рыбка, плотвичка серебристая. О, радость! О, запахи!.. запахи воды, тины, сырой корзины!» Да, лучше бы так… но подвели, подвели дневники.
- Чего-то... рыбку жалко))

- «...на дне трепыхается, бьется о прутья рыбка, плотвичка серебристая О, радость! О, запахи!.. запахи воды, тины, сырой корзины! И хотя тут же отпущу мою серебристую рыбку, но ведь видела ее, видела!.. и она была в моих руках!»

- Спасибо, конечно же - так… Здесь, на сайте, хорошие люди ставят «спасибо», или оценку, хотя многие не утруждает себя и подобным «дарением». Мне как-то до этого… но есть такие, которые даже обижаются. Смотрите сами)))
- Я спокойно отношусь к оценкам, - так, взгляну, если «под руку попадутся», - всегда помня басню Эзопа* с ослом, мальчиком и стариком, - всем не угодишь, - а поэтому пишу и пишу, раз душа… раз - из души просится.

- Может, Вы и правы. А я - чудак в квадрате («ныряльщик»!) Ну, такой...

- Я тоже «ну такой(я)», может, еще и похлеще. Если кто-то пишет и хвалит, а я, забегая к «нему» не вижу за что хвалить, то лихо моё начинается. А ответить надо… а что? Когда начиналась эта затея, - писать, - просто хотелось не дать уйти тому, что виделось, а еще и дневники покоя не давали (словно просили: ну что ж ты?..) вот и «нырнула» в социальщину, которую терпеть не могу, но от которой так и не смогла уйти. А чтобы писать так, как Вы, уже и не пробую… да нет, пытаюсь, но словно - в скафандре с воздухом!.. который - не проткнуть, не продырявить, чтобы - поглубже…

 

Его стихотворение:

(Цветочницам - просьба не читать).

Ты такая мрачная и ноющая – эта моя утренняя боль:
Жадная, липучая и стонущая, слёзным потом отложила соль.
Нервом стылым тело затянулось, жилами свело и… вдруг распутало –
Только что собака улыбнулась, что всю ночь одна меня баюкала.
Летними цветными тротуарами, радужными фантиком мороженным,
Пробегут с баулами базарные – из окна я вижу их, стреноженных.
Отошла недолга, как приснилась, но мозолит глаз сухое дерево,
А на нём гнездо печали свилось – мне привет с покинутого Севера.
Кофе пахнет странами заморскими, я там был, и странно, что не там,
Заколочен правдами, как досками, мой похмельный пыточный вигвам.

- Энтар, ну почему такая несправедливость? Кто-то может, разрывая ряску болота жизни, нырять в глубину и высматривать там такое!.. а кто-то… а я… Но ладно, тогда просто буду радоваться тому, что есть такие, как Вы.

- А не искажение ли действительности в том «нырянии»? Так-таки - преломление света...))) «Разрывая ряску болота...» Вот это да! «Разрывая» - особенно. Благодарю.

 

Его:

Чёрт не зря в божьих окнах увидел пустырь,
Где терновник, елей и церковный туман,
Где, с иконы спустившийся, слеп поводырь,
За хозяйским столом, в одиночестве, пьян.
Чёрт не зря в стылых венах зажёг желтизну -
Тусклых лампочек свет затемнил веры смысл.
Дряблый лифт, что хоть как-то возил по утру,
Изливает нутру межэтажную мысль:
Эпохальный дурман – эпатажных онан….
Мне – в похмелье черпать лабуду дураков?
От исчадия им черт танцует канкан…
Богу – богово, мне… и во веки веков.

 

Старый лифт стал снова вроде гроба, снова вниз, и снова - в никуда.
Лязгает печальная дорога, все – туда, и ты, как все – туда.
Но сегодня кончился запой, мир вокруг надменно расступился,
Серый, настоящий и чужой – я, трезвея, ночь ему молился…

- Энтар, замечания мои удалите, оставив только «Отлично!» (И - для удаления): «Мне – в похмелье черпать лабуду дураков…» (может, знак вопроса?); «Лязгает печальная дорога» (Может, «дорога» и - двоеточие?).  Простите уж…

- Не разочаровал ли Вас?

- Нет, не разочаровали!

 

Он – на мои миниатюру «Чудо – она сама» и «Алые капли ягод»:

- Понравились обе миниатюры, представляющие, конечно же, отрывки из чего-то большего? Многие мои вещицы тоже выдраны из бОльшего… Славная психологией картинка с калинкой (сообраз)! Всё мило и красочно. По «Чуду»: у Вас - «чёткий». Может, «графически ЧЁТКО» или «чётче обозначились»? А еще: «Перебрались через траншею…». Вы в лесу, верно? «Урбанизм» этот несколько от природы отвлекает. Извините. Спасибо.

- Замечания уже исправила, подумав: вот бы мне такого советчика!.. а то мечусь в себе да с собой. Не примите, как намёк! К людям прикасаюсь осторожно, - боюсь показаться навязчивой.

 

Его «Абсолют»:

«Надо мною – серое с белым... Тихо и беспрестанно струится снег, отодвигая сроки весны…. А внизу - обычная слякоть, либо бесснежье, почти что весна… знаю, бывает так тепло, не по-зимнему. Снег же, да ещё многодневный, да сугробами великими, да ветер сырой, да отсутствие во многих днях лучика солнца… всё это, вкупе с неумением жить в зиме – кататься на лыжах, с горок – санями, веселиться юно – снежки кидать, розовея личиной, приводит к унынию души и ожиданию весны как манны. И не прав обыватель – любой сезон календарный, любой день такой «непогоды» есть благо человеческому недолгому сроку жития… И дураки мы, не насладившиеся каким-то из дней своих просто так, - из-за сна или дрёмы, - и тем, что тихо и беспрестанно струится снег…

Всё, что остаётся, заглядывание за рамы существования - на себя, другого, - почему-то именуемое воспоминаниями. И эта лавина, сошедшая в «его горах» – благо! Нынче он целиком под её покровительством, живой, настоящий, отрезанный от остального мира, отринувший теперешнее, всегда чуждое ему, он, наконец-то, весь во власти… такого близкого ему Прошлого! Погребённый под ним, теперь он никому ничего не должен; абсолют созерцания – вот его свобода, пусть даже и ограниченная белым безмолвием».

Я – на «Абсолют»:

«…абсолют созерцания – вот его свобода». Какая ощущаемая, ожившая и увлекающая радостью свобода, Энтар!

- Текст еще - со сковородки, всматриваюсь (со стороны, как бы...) А Вы – так, сразу... Но благодарю.

- Да я почувствовала это, и всё равно... А, может, вот в таком, сыреньком, и есть нечто?

- Может быть… «Почувствовала»... С утроенным рвением буду буковку менять)) И это - обычная моя тактика. А за предупреждение – спасибо.

 

Его стихотворение:

                    Во всех углах светило солнце,
                    а в стенах бился белый голубь,
                    и как в подтаявшую прорубь,
                    в моё разбитое оконце
                    вплывали черти – драться, спорить…
Я – на это стихотворение:

- Вроде бы просто, - бессюжетная нарезка из слов, ускользающих эмоций, которые так хочется схватить за хвост! - а соткалось. Ярко, чувственно!

- Бессюжетность и Энтар - это да, моё! Вот, правда, бывает и так: БЕС сюжета в мешке сокрыт, ибо кабы чего бы не вышло!))) Благодарю Вас.

 

Он – на «Моё индийское ожерелье»:

- С удовольствием читаю ваши воспоминания. Сочно, красочно. Спасибо. СПАСИБО!!
Но ВОТ что заметил: ваше «ВОТ», - этакое, от восхищённого туристического познавания... но не многовато ли? Смотрите (12 замечаний с «вот») Читаю дальше, завтра допишу. Да, и ещё в 7 абзаце: откуда взялись мокрые девушки? И почему мокрые? А в 8 абзаце: «и, склонив головы». Может, «склоняют головы»; 9 абзац: «барахло» - ну как-то…  12 абзац: «которое опояшет»... и «затеряется»», но, может, опоясавшее и затерявшееся? Ну, такое у меня занудное мнение. И читаю дальше. На днях отпишу. Извините.

- Энтар, с этим проклятущим «вот» борюсь уже месяца два, с тех самых пор, как обнаружила в себе эту «страсть», а до «Индии» дело не доходило, чтобы и там… Да и другие Ваши замечания приняла со «спасибо» и радостью, - нашелся же добрый и щедрый человек! Изничтожая «вот», снова прошлась поправками по «Индии». Добра и здоровья!

- Доброе утро! Прочитал всё!.. обновлённое Вами. Словно добавилось мелодии! Славное теперь начало.

Первая половина рассказа уступает (во всем) второй… впрочем, просто расчувствовался. По нарастающей - упоительность, и всё образней, нежнее строки. От туриста – к художнику, музыканту. Внешне – огромное панно, искрящаяся мозаика... и тонкий, щемящий какой-то абрис. До щелканья фотоаппаратом памяти - до симфонического оркестра в себе. Но - и как хорошо! - миниатюрная скрипочка души, финал. Великолепно! Спасибо.

- Энтар, замечания точны. Приняла все с благодарностью, с трогательной благодарностью. А уж отзыв!.. Разве не понимаю, что пишу простенько? Но ведь и не угнаться за Вами и за моим кумиром-стилистом Набоковым. Он где-то написал об одной писательнице: пишет, мол, простенько, но интонация!.. На неё и уповаю. Еще, еще и еще раз благо-дарю!

- Честно сказать, я равнодушен к Индии, ко всему в Индии, а принял в Вашем рассказе ЭТО ВСЁ близко к сердцу. Ну, не всё... а отзывчивее - океан, песок, улыбки. И что? Умелое отображение? Да, но только самая малая часть тому причиной. Волшебство, таинство и вместе с тем лирическое откровение буковок - вкусно, вот в чём дело! А читая Ваше эпическое «Ведьма...», поражался и завидовал так составленному тексту, словам, наречию, прежде мне неведомому, любви, с которой Вы рассказали о своём и своих, заглянув в другие века... Простенько, говорите? Что до меня... К стыду своему читал Набокова*, «Лолита» и более - ничего! Писал как-то: у меня был Бунин* «на столе», и Салтыков-Щедрин* - в голове… ну, тоже, давненько ещё – Паустовский*, Сергеев-Ценский*, Тургенев*... У Достоевского* - ВСЕГДА, в душу: «Записки из подполья», «Вечный муж» - с «перечиткой», с «мурашками»… Вот такой, может быть, стилистический компот и... интуиция. НЕ ГНАТЬСЯ, даже не следовать, но маневрировать.))) С уважением, Э. Ж.

- Перед поездкой в Индию восторга, что, мол, увижу!.. не было. Любопытство – да. Но Энтар, то, во ЧТО рухнула!.. Всё написанное – искренность до последней капли. А «Ведьма»… Господи, из каких-же кусочков клеила её! И преследовал соблазн… да и проще было бы, пересказать услышанное, дополнив своим, но… Рада, что не соблазнилась. Да и со словами, наречием думалось: оставлять ли все эти вовси, идёть, ташшыть. Оставила. Что-то подсказало: без этого – ложь. Спасибо душевное за добрые слова!

О классиках… Все побывали в руках, - в сердце, - но недавно пробовала перечитать Гоголя* (не смогла: длинно, скучно!), Чехова*… при всём моём преклонении перед Антоном Павловичем и как личностью, не смогла дочитать «Даму с собачкой», - обидно стало: ведь примитивно написано… для меня, теперешней (Простите, уж… вот такая я.), но в их времена такое, конечно же!.. было здорово. А в Набокове поражает умение («Король, дама, валет», «Другие берега», а еще совсем короткое «Адмиралтейская игра», «Весна в Фиальте») заглянуть в суть явления, суть души человеческой и выразить это такими же словами, которые и у меня – под ногами, но так!.. не могу. (А у Вас есть – его же! вот и «маневрирую»)). Но не разочаровываюсь в Николае Семеновиче Лескове*, уже в который раз перечитывая «Заячий ремиз», - есть в нём та самая правда, моя правда. Энтар, графические листы на страничках Ваши? Я там чирикнула об одном.

- Да, и все рисунки - мои. Им, наверное, лет тридцать. Спасибо Вам за письмо.

 

Его «Сияние»:

Я – псевдоним в эпоху псевдожизни, 
а пение стихов – от маеты.
Открыться сердцу больно и излишне, 
но – пусть его, средь паствы пустоты.
Пою, изгой, убогим чёрным людям, 
вокруг полно насмешливых зевак…
на одного их, станется, прибудет, 
когда во мне закончится дурак.
Но, если, вдруг, увижу, - засияет 
в прощании мятущейся душе
волшебный лучик внутреннего рая – 
я буду счастлив: с Господом, уже!

Я – на «Сияние»

- Эта Ваша упоительная маета… Может, как раз она-то – жизнь? А всё остальное – желток, белок, словно - для цыплёнка…

- Немедля, после получения результатов Вашего исследования стишка «Сияние», изменил «мир души» на «иронические стихи», и тем самым «замаскировался» скорлупою. Надеюсь, «цыплёнок «останется между нами?))) «Упоительная маета»... А что, в этом… даже очень и очень... Благодарю.

- Энтар, на своём сайте в разделе «Ибранное» поместила несколько Ваших стихотворений, а потом подумалось: а вдруг автор против?

- Разрешаю. И даже очень благодарен!

 

Из его миниатюры «О парадоксах»:

«Бунин: «Люди спасаются только слабостью своих способностей, - слабостью воображения, недуманием, недодумыванием». А моё воображение не только не спасает меня от недумания, но развивает его. Чем более слабостей – тем более способностей.

- Энтар, Иван Алексеевич прав (если понимать упрощенно), но Вы не обольщайтесь быть слабым! Не удастся. Смиритесь и додумывайте своё, ибо иногда кажется, что ТАКИЕ попадают в капкан Всевышнего, который сматывает с НИХ нужную ЕМУ ниточку информации, а КАК «объекту сматывания» приходится с этой самой ниточкой жить, ЕМУ глубоко безразлично.

- «...сматывает… нужную ЕМУ ниточку информации». Не знаю, что это: похвала или предостережение?))) Боюсь даже и предположить, КТО сматывает мою «информацию»! Но это явно не ОН. Я, ничтожный, если и прост, да хитёр: мой клубок, глядящийся цельным, слеплен из разных обрывочков. «Тянешь-потянешь, а вытянуть» что?))

- Ой, только вот не надо - «явно»! Разве мы можем о НЁМ – «явно», мол… Неужели Вы думаете, что ОН такой, каким мы его – себе?.. Ну да, и похвала, и предупреждение. Если нечего сматывать, то и ниточка не появится, а с Вас - есть ЧТО! И не принижайте себя ничтожностью, ЕМУ видней, кто из нас - какой. И хотя утешаетесь, что, мол, «хитёр»… Ой, ли! Да потом ЕМУ и обрывочки с ТАКИХ нужны-с)))

Энтар, а ведь скоро весна!

 

- Да, весна… Но снова - о ниточках. Опять же, умаляя собственное (на всяк случай))), думаю: процесс увода информации несёт вытягивающему её (кем бы он не бы… и есть ли?) ЦЕННОЕ. Говоря же: «да потом ЕМУ и обрывочки с ТАКИХ нужны» Вы имеете ввиду мою авторскую бесхитростность?.. А по поводу оригинальности: в моём мелком и потому не очень дорогом случае, на обрывки РАЗНОГО происхождения, в том числе и с потолка, никакого терпения не хватит даже у Вечности)). Кроме того, процесс вытягивания и сматывания клубков ручным быть не может, - ТАМ всё автоматизировано, - ибо с тех, с кого… (а таких много!) ОН один не справится с нагромождёнными без всякой связи обрывками)))

Знаете, действительно, Весна! Весьма польщённый Вашим вниманием, приветствую и Вас в ней, не боязливой, натуральной, но по делам пока застенчивой. В Природе всё без двусмысленностей и экивоков, масок и напусков, - действительно всё умно, прямодушно и логично… хотя, местами, тоже, парадоксально.))) Спасибо!

- Энтар, вообще-то, я - трезвый человек… до противности, но когда особенно тошно, творю мифы, - спасаясь! Да и остальное человечество разве не мифами живо? Религии там… социализмы-коммунизмы-фашизмы там… Вот и ОН, который сматывает с нас ниточки, тоже мой миф. Но мы очень мало знаем, - а вдруг и впрямь?.. Ведь мыслим земными, знакомыми образами, категориями, словами, поэтому и пишу «ниточки», а в самом (или «на»?) деле ЭТО – что-то нам неведомое)) А если о весне… Ох, какая же она беспощадная обманщица! Каждый раз обещает, обещает нечто, а потом… Ни-фи-га! Но я прощаю её (или «ей»?) Знаете, если была бы мужчиной и увидела красивую женщину, то непременно подумала: ведь опять обманет!.. но до чего ж прекрасна!.. а поэтому – за ней! Не так ли?

- Вы: «Вот и ОН, который сматывает с нас ниточки, тоже мой миф». Да, я ценю авторское право! Мы, люди (и даже те, которые писатели) - из плоти и крови, а потому неисправимо приземлённые. И творим мифы где угодно, (о чём угодно), в том числе и «измы». Для разъединения! А если не творим, то организованно поддерживаем.)) Ну, что мы за море инфоразума, на самом деле: чувствование и чествование  весны (каждому - своё), женская природность, мужская животность, обманы, увлечения... парадоксы, опять же. Смешно. Кому ТАМ это нужно? Да и мы сами нужны ли этому «ТАМ»?))

- Ну да, «чувствование и чествование весны, (каждому - своё)», но суть-то, объединяющая - одна: мы живём для некоего ТАМ (которое, скорее всего, тоже миф), и ищем утешения в НЁМ, и спасения от занудного вопроса: а зачем я?.. А  вопрос этот – болезнь, и первые симптомы – лет в тринадцать. И не излечима. Но подлечиваема: а ТАМ-то будет ой как хорошо!)) И тут же: но как же?.. забыв вот этот мир? в котором травы, деревья, восходы-закаты… Да не-ет, не хочу!.. И всё же: религии-мифы – нечто мудрое, ибо дают хлипкое, но всё же утешение (правда, не отвечая на главный вопрос: «А зачем мы все»?))) А еще дают ответ и на «как» жить… и, может, это-то и главное? Но это уже другая тема, да? Кстати, «измы» - не для разъединения, а наоборот…

- «Кстати, «измы» не для разъединения, а наоборот…» На уровне каком? Выбор принадлежности к «изму» уже есть стремление, объединившись в группу, течение и пр. разъединиться: по национальному, расовому, религиозному…  «измы» группируют и обособляют одно пред другим: «Я» - в «МЫ» (ура!), а рядом – другие  «МЫ» (ура!), которые и столкнут лбами. Так что война - это не «Я», не «МЫ», а «измы». И лишь чувствование и чествование весны, (каждому - своё). Герой Шукшина разговаривал с берёзкой, японец сейчас под сакурой лежит в медитации, а монгол от тундры в восторге. Всегда каждому – своё)) У каждого - свои ниточки, своя вязь. Жизнь проще. Надеюсь. Иначе... зачем же - Весна?)) Спасибо.

- «Жизнь проще»… Надейтесь, надейтесь! Да не сможете Вы уйти от её сложностей, - вопросов непростых! 

А о весне… Иногда, «глядя на неё», думается: опять всё обновляет, омолаживает, красит… Блин! А про меня-то почему забыла!? И тут же ищу утешения, снова творя миф: значит, моё обновление – ТАМ!))

И Вам спасибо!

 

Его комментарий к главе из «Ведьмы из Карачева» «Как война началася!»

- Потрясён. Спасибо!.

- И Вам спасибо, что приняли, оценили.

 

Он - на миниатюру «Научи отваге тихой…»:

- Совсем хороша вещица. Рад. Вот только одно слово – «безобразия» - для меня - не очень… И не выпадают ли эти «следы безобразия» из яркой торжественности красивого текста и ни в чём не раскрывающиеся здесь… разве что в «наступлении многоэтажек»… и подходят ли к грусти и мольбе - в финале? Для меня это слово повисло, и тем отвлекло. Извините… А собачки в тексте очень милы.

- Удивительно, Энтар, что и Вы… Ведь эти самые «следы» тоже коробили и думалось: оставить? нет? да, нет?.. и всё же оставила, - хотелось отомстить «безобразному пребыванию» «венца природы»))). Приняла, благодарю!

 

Я – на его миниатюру «Оса».

- «… и всё во вне смотрит, и кажется даже, плачет… так день и ночь прошли и вот – смирилась боль и приутихла, уткнулась в угол и – в сон. Казалось бы, - оса, ну и что? Ан, нет, – для человека!.. Я бережно кладу её в нагрудный карман и чувствую, как она пробивает моё сердце».

Ну почему? зачем?.. и как жить-то с этим?)) Но - мне бы так! А не заладилось с проникновением… лишь когда – в детство: солнце, много солнца!.. восходы-закаты, - жили-то на краю городка, над обрывчиком, а за ним – луга, речка Снежка, снова луга, деревеньки в синеве… Возвратиться бы! Но не пробиться через прошлое-будущее, - плотненько укрыло. Энтар, благодарю! И с Весной! 

- Спасибо, Галина, за хорошие, добрые, человеческие письма Ваши!
 

Его «Гаточикаши» - «(задирический, с елементами эротикуса, разбор поэтических опусов).

Финал:

«…Пегас тебя лягни! Да разве ты один такой? Сонм подобных страдальцев, под сенью лампы аутогенного сладострастия и сейчас, вот в этот момент резвится подобными строчками… И мы, Гении? И у нас так: вылупившись из обыкновенности, расправляем крылья, и летим. Куда? Да всё на тот же свет лампы. Мы облетаем её, воображая Космосом, мы сжигаем крылья, думая, что мы в нирване от любви… И раскрывшегося видно издалека – девочки приглашают такого на Белый танец, внимают трепету тонких крыльев и… отдаются его потусторонней холодности… до поры, до времени: зной любви – всего лишь стремя скуки, семя в голове посеять – муки… Ага! Вот в чём дело! «Сегодня пусть не повезло?» Как бы не так! Придёте, девочки, в субботу? Так ты, это, брат-гений, не кривляйся рифмой пошлой на лирической танцплощадке жизни, танцуй как все. И сей, куда надобно. Прости, автор».
Я – на этот текст:

- Энтар, беспощадно Вы их, однако!))) И все же! Пусть, пусть плетут свои бредни, - это лучше, чем ни-че-го.

- Я тоже заметил здесь обычно несвойственную мне беспощадность. Но лучше, иногда - динамитом, чем бреднями. Чтобы, наверняка. Аффект, правда: зачем мне столько?)))

- И еще о «Гатошниках»: «И раскрывшегося видно издалека – девочки приглашают такого на Белый танец, внимают трепету тонких крыльев и… отдаются его потусторонней холодности». Энтар, и на этом бы – всё.  Дальше – нотация))) «Прости, автор!»

- Понимаю Вас… Но здесь всё - нотация, потому как сатира; финал же добрый, от Cтаршего, совет.)) Спасибо, Галина.

 

Я – на его страничку с миниатюрами-размышлениями:

- Да не беспристрастный Вы наблюдатель, Энтар, зачем напраслину на себя возводите? Отлично!

- Да, картина - в своём огороде… Под намедни пострадавшей и частично облысевшей черешнею возится «лесоруб», вкапывая рассаду. Широкую спину его обнадёживающе греет лучик солнца, которого из-за кроны дерева ранее не дождаться было. Несколько мощных ветвей оттащены в сторону, остальные трепещут в ожидании чего-то, ранее не испытанного и страшного. Жизнь!.. С высоты критического инкогнито пытливый очеркист и очернитель Э. Ж. тоже не без работы, - со всей, присущей оному обличителю страстью, во гневе чувства обострённой справедливости молотит по клавишам аппарата, его, разумеется, никто не слышит и не видит, кроме редкого читателя…))) И на том спасибо.

- «… и отлично потому…»  Наверное, во мне с давних времён поселилась какая-то странность, - скучна сюжетность, а такое, похожее на танку или хокку, читала б и читала. Наверное, в век нантехнологий хочется и нанпроникновения в человеские души. Энтар, а что б собрать Вам такие миниатюрки и…

- Вот, и собираю, да. Впрочем, их, которые «по одному, но вчера, а эти, которые «сегодня по пять», обществу не очень, - вижу.)) И, Галина, для хокку-танков я избыточен словом, и словом этим часто не очень красив, иронически не определён... и потёмки души нано-фонарём не высветить. Вот, разве что по старинке, - искрясь. Но нужно ли?

- А я, - наверное, (опять!) странность, - как-то не на реакцию общества пишу… хотя приятно, конечно, когда… А насчет «избыточности»… Да, попадаются оные, но не смею на них указывать. «Потёмки»…  Ежели от сатаны?.. тогда не надо, а если нечто просится быть высвеченным, то «искрясь» просто нужно! Да хотя бы Вам, мне + еще двоим. Вот.

- Совершенно с Вами согласен! «Не ради славы мы – рабы её!» И добавлю: достаточно двух-трёх товарищей по духу да врагов парочку (правда, этих так просто не определить!) и мобилизует сие (заводит, подвигает) пуще музы или толпы поклонников. Не хочется кривить буковкой, но сказал бы: понятия не имею, что означает в творчестве «товарищ по духу», разве что в буриме или на форумах? А назвать врагами критиков и (или) зануд с дёгтем не могу, - сам себе ещё тот критик и очернительский умалитель! Остаётся, Галина, разве что человек, который «не смеет», вот такого бы!.. да поболе, да чтобы из без причины («не смею указать… а вот тут у тебя, пардон, весьма дурно») перескакивал легко. Впрочем, тонкая это материя - высота барьеров и контрольная полоса: если читатель - отдельный дом, то сочинитель - государство))

- Наверное, Вы, Энтар, живёте в среде плотненькой, где и товарищи по духу (хотя и впрямь: кто это?), и враги (которых и впрямь -  не «просто»…), а моя минисферка жиденькая, разреженная и даже сказала бы пустенькая, так что моё «государство» настолько удалено от «товарищей по духу да врага (ов)», что только вдали – сливающийся с небом горизонт в дымке… хотя и рядом «домА» (правда, не читающие))). А мобилизует и подвигает… не знаю ЧТО, но спасает, спасает! И без сочинительства – смысла не вижу. Вот так… Энтар, да не корите Вы себя, что жесток, мол, очернитель, мол, умалитель! Зачастую –  и поделом им!)) Ведь тому, кто умеет, несносно лихо и тяжко читать неумеков! (Отослала свой фотопейзаж) А мои пейзажики со странички своей скапывайте, - взглянули, и на том спасибо. Нащелкала их!.. а куда девать-то? Вот и пристраиваю… при случае.

- Понимаете, Галина... Есть такие «корители», кому сие не в тягость вовсе, а где-то даже и с превеликим удовольствием корят. И носят эту свою ношу, как иные - плакат рекламный: смотрите, а я вот такой, обратите внимание! Кроме того, он, коритель, тем и в самоутверждении: дескать, а вы так не можете! Вполне с Вами согласен, что раз уж дано нам, то этим и дышим, как через фильтры. И ничего, что вовек никому не надобны этим самым творчеством, зато полноценно чисты перед собой. И вдохом, и выдохом... Вот, с Вами приятно стоять рядом… А фотография нравится. Спасибо Вам.

- Энтар, каждый ищет и находит свою «среду обитания», - свой «аквариум». Знала даму, которая жить не могла без интриг и если их не было, то сама «конструировала». Знала «не даму», который жить не мог без драм, трагедий… правда, в жизни не нагнетал их, был добрейшим человеком, но зато вписывал их в свои сочинения. Странное существо – человек, не так ли? Странное и любопытное. Часто жалею, что с юности, хотя и вглядывалась в тех, кто был рядом, но как бы мимоходом, на бегу… А, впрочем, ну и что, что вгляделась бы? Всё – то ж, всё то ж… «Никому не надобны». Но как же? А я? Разве я – «никому»? А, значит, «зато полноценно чисты - для себя», и это – главное! (И почему вдруг, сейчас… сию минуту всплыл образ: дно корабля, к которому прилепились рачки, ракушки, рыбы прилипалы? Странное существо – человек!)))»

- Ловко Вы: «Среда обитания»... «аквариум»... Да мы с Вами уже отметились в «неискании»... И хотя определённые изыски)) в нашем творчестве имеют место быть, мы не любопытны. И я больше скажу: мы упрямо не выполняем необходимой функции - не лавируем, и не выдаём на потребу среде. А задача известная: вот аквариум, вот лист бумаги…выдай, и завтра проснись среди рыб и корма. Нет же - нам этого рыбьего языка не надо, у нас, знаете ли, - не жабры... Литсайт - то же. Не сушь, - правда? И эмпирический поплавок «никому не надобны» из-под воды иногда выпрыгивает на поверхность неким: «а мне оно зачем?..» Может, от неимения собственно Веса?)) А вот есть личности, которые и жабры имеют, и дышат, чем надо. Странность ли - амфибии?.. Но если ты – рыба, то зачем тебе жемчуг? А если человек, то как его - оттудОВА?))) Кстати, чем больше прилипло, тем более бурунов, но меньше скорость.))) Спасибо.

- Признаюсь, выкарабкиваюсь из Ваших смыслов-намёков не легко, не сразу вникая (А, может, так и надо?). Но тащусь за Вами в надежде, что поняла так, как подсказали. Ой, Энтар, в том-то и дело, что любопытны мы, любопытны! А что «не выполняем необходимой функции»… Так ведь это и имела в виду, когда – об «аквариуме», который – только мой!.. только – с моей прозрачной водой, не замутнённой никакими примесями! Да видать, неудачную метафору выбрала, коль разгневила Вас(( )). А вот об эмпирическом поплавке (отлично!) из-под которого – «а мне оно зачем?»… Всё чаще верю (верую!): дано человеку «расчесывать» свою душу, дано и всё! И должны мы, - те, которые…-  не уходить от этого, а просто должны и баста!.. ибо ЕМУ (но кому?)) это необходимо, коль сподобился создать человеков… хотя им самим и не дано, - не положено! - знать о НЁМ. Верю в ЭТО, иначе всё – зачем?

А весна - радостно-малахитовая, а осень - грустно-оранжевая, а зима - озорно-выбеливающая…( Всё – в одно кучу, да?) Ну, улыбнитесь, Энтар, видите?.. Нас уже двое! (Отослала своё фото: две сосны на обрыве.)

 

- Не в обиде ли за мое «ловко»? Неловкая похвала удачным ёмкостью сравнению. Такая (спасибо!) цепная реакция: без Вашего «аквариума» не было бы и моих «метафор»! Признаюсь, тяжек на выдумки: вот так взять и явить Букву просто из воздуха?.. затылок поскрести, и явить? Этого никак не могу. Нужен всплеск.
Знаете, вся моя проза - из писем, ответных записок и даже объяснительных)) То есть, из разного рода связей с теми, кто ждёт от чего-то такого, что самому из ряда вон кажется. Приходится стараться, пробуждаться и в затылке чесать. И эта нужность - увидеть то, что собеседник собою вывел, вообразить в тон ему и никак иначе нежелание показаться (вернее, лучше - менее... не так стыдно за провал): что-то да делает! Любопытство ли в том - как же получится? Какое там! В твёрдой уверенности, что все вариации метафор, стили, - Слово, вообще! - не нами найдено, а мы, по незнанию, просто скромные пропагандисты тысячелетнего опыта.  И лично я с тем самым «любопытством» не очень дружен. (Конечно же, то, что Энтар понимает в этом высоком образе)… «Расчёсывать душу»… относительно порядка?)) И, как и прежде: творчество - да, дыхание. Спасибо.

- Разве на ТАКИХ обижаюц-ца?))) Энтар, хотите немного развлеку?.. или отвлеку от разных там «расчесывать», «творчество - дыхание»…

И снился сон: Я – на базаре, на незнакомом базаре, и уже почти сумерки, но не наши земные, а давящие, чужие, и вокруг – люди… но бесплотные, только тени их, тени… но я не удивляюсь им, будто так и надо… и уже выхожу через ворота на пустынную улицу… почему-то возвращаюсь, но базар уже безлюден… безтенен, да и сумерки сгустились. Снова иду к воротам, но через какую-то палатку, в которой у прилавка еще есть несколько теней… стоят, чтобы купить смородины, которая - россыпью красной у них под ногами… и опять не удивляюсь этому, а просто прохожу мимо… Но - незнакомый город… и те же давящие сумерки, а со мной – совсем маленький голый мальчик… но не веду его за ручку, а иду за ним туда, куда – он… словно пасу, зная, что ищет в этом городе какого-то Стива, который непременно должен его искупать. И поднимаемся с ним на возвышенность, с которой вижу ряд особняков белых, странных, но красивых, а вон там приплюснутые к земле строеньица из глины. И снова иду, иду за мальчиком послушно, не сопротивляясь, но вот – что-то вроде крылечка, и на нём – некто… не вижу его, а только знаю, что это – он, тот самый, который должен мальчика искупать… рядом - таз с водой… и руки берут мальчика, опускают в воду… Вздыхаю с облегчением, – всё, мол, наконец-то!..

Энтар, что это!? По мне – сбитая в нас компьютерная программа, какие-то чипы отключились, какие-то еще «бодрствуют», вот и прорастает на миг в нашем «персональном» гибрид, - что-то из настоящего, что-то из прошлого, а что-то и из генной памяти. Никогда не пытаюсь выстроить догадок: к чему бы это? И хотелось бы узнать у Вас, который, подходя к самому краю бездны, заглядывает в неё (сама-то трусовата!) - сны… что это?

- Про красную смородину понравилось. Стив, тени, тазы, гены памяти... Очень сложно даже и толкователю; нет дна у бездны, именуемой «сон»; чужие сны - как чужие письма: неловкость понять и тем принять. Радует, если это из «провокации»: тотчас возымело реакцию и в миниатюре исполнилось. Толчок, всплеск - да... Извините, но видения ваши перевёл в свои - самой малой частью, - уж больно мальчик ко мне - лицом.))

И Вам посвящаю, с благодарностью. Слова же… позволите?.. поставлю эпиграфом.
Спасибо.

(Его зарисовка «АиБ»).

Посвящаю Галине Сафоново-Пирус.

                      «...руки берут мальчика, опускают в воду.

                      И взошёл - в кофе. Здравствуй, «И»!

Раннее утро. Свежо и чисто. Мир родился, и нет в нём ничего старого, всё заново, и лишь случайно похоже на прежнее…. Но во мне, изнеженно-брюзжащем, самым причудливым образом смешиваются вместе гурманство избранных ощущений с застарелым дурновкусием привычки поглощения – на этом пиршестве жизни из бесконечной смены блюд. Открыл рамы, и тут же – фу! – слетелись со всех сторон голуби! Так вот и сели на карниз, и требуют чего-то пожрать! Летит пыль, чешутся в перьях, дерутся – у них очередь! ко мне! Мусорные бачки о крыльях, вы, наверное, этажом ошиблись, домом, страной, планетой! Вам – не сюда, отнюдь, господа наглые попрошайки, пикассовские* послы Несуществующего… Вот стрижи –да, культурно этак живут, летают вблизи, пикируют, верещат, - вот-вот врежутся!  Вот это я понимаю, - птица! Или соловьи сладкоголосые… где-то, издалека, а будто в душе – песнею. А это что? зачем оно? Пародия какая-то… Вроде, и рождена птица для полёта, но отупела, опустилась до тротуарно-карнизной жизни. Ближе к людям - дальше небо... 
А не добавить ли в кофе коньяку, позабыв, что он, кофе, собственно, на абсенте сварен…

И взлетел…

Много ли в том проку, чтобы (писанию благодаря) задерживать в пути скорый поезд, останавливающийся на узловых и не замечающий полустанков, разъездов…и даже, если сильно захотеть, возвращаться на нём из «Б» в «А», то есть – обратно? Какой-то неведомый мне начальник дороги, в гневе расцвеченный иллюминацией вымысла и освящённый любопытством пришедших поглядеть на неведомое, мой вагон поставил сам по себе (весь мой поезд в одном вагоне), и по начальственному разумению теперь выбившийся из расписания и стоящий в дальнем тупике, где, может, и рельсы разобраны… Да что же? Если вспомнить, буквально: «А и Б сидели на трубе»? И кто-кто - при делах?..(И т. д.)

 

- Только-только перечитала Ваш «АиБ» с посвящением, - вчера голова воспротивилась сразу раскрыть смыслы Ваши. Энтар, первая часть (до кофе) – прозрачно, отлично! «Раннее утро. Свежо и чисто. Мир родился, и нет в нём ничего старого…» (И весь абзац!!! «…соловьи сладкоголосые наши… где-то, издалека, а будто в душе - песнею!» (Очень!) А потом (после коньяка-то!))) Кстати, Интернет утверждает, что кофе заваривают))) всё несколько замутилось. Далее - снова прозрачность светлая вспыхнула: «Снова захотелось – не зауми простоты, но необычности вероятного, что всё чаще, по мере продвижения к финалу робинзонады, проявлялось в видениях. В них – тело лежащего навзничь белого города и голубой воздух дыхания его гладких улиц; зелёные, синие, карие окна, кажущиеся живыми зрачками…» (Отлично!) А «Много ли в том проку, чтобы, писанию благодаря…» (!!) А «вдохновлённое «И», которое «куксится»… а «сборщик стеклотары, он же и странник Вселенной, и бескрылый птах Бытия…» ТАКОЕ - чудо! Ка-акой же Вы!.. А то, что Вам доверила сон… Забудьте про «неловко», ведь оказалось-то - не зря! Тронута посвящением! (Отослала фото со стрижами) Стрижи – радость моя летне-ненаглядгая!

 

Он:

«Не зря!» Рад доброму отклику. Да, пока писали, уже не единожды исковеркал то, что осветили теплом. Перечитайте, будет миг. Стишка-эпиграфа больше нет, - посчитал в несовместимости к тексту, - убрал и «робинзонаду», другое, - весь этот джаз местами не в тему. Вообще, сложные духовые…))) У меня так: начинается с балалайки, а потом, «вдруг» - барабан с литаврами, и даже ситара. При этом, через весь «АиБ» должна быть слышна дудочка, простая такая, пастушья... до самого выхода. Не могу без неё, вот и правлю)))
Более всего, боялся за «мальчика» (понравится ли?), он таки был, да?)) Ещё раз БЛАГОДАРЮ за то, что пробудили и подвигли, а также за то, что не ругали - сон ваш трусливо не разгадан.))) Спасибо и за фото. Э.Ж.

- Энтар, и всё же решаюсь еще… по мелочам (под сурдинку Вашей дудочки))), - то, что в скобках, показалось лишним (И дальше – несколько замечаний.) А сны и не надо разгадывать, я их просто записываю и иногда читаю. Забавно! И диву даюсь мозга выпендриваю. Если не обидитесь на «по мелочам» и захотите, подброшу их еще, - а вдруг снова подвигну?))) А мальчик –да. Да еще какой!

- Вы правы, Галина... в том (и абсолютно), что поверхностная (во всех смыслах) трепотня трезвого наблюдателя поначалу вступает в явный диссонанс (как ни странно) с ёмкими (смею надеяться) образами склонного к левитации Автора - к финалу. Если учитывать девиацию, следовало отказать имеющим быть в гениальном тексте)) безымянным голубям. Это, собственно, хроника... документально, а с половины фильма - вклейка. Вот там - художественные кадры. Или, наоборот? В конце - хроника. Пока решаю. 
«Кофе… на абсенте сварен» (Вы: «Кстати, Интернет утверждает, что кофе заваривают))) Не стоит, думаю, здесь «кухню» уточнять, для меня - это процесс, сродни зелья приготовлению и это заметно по тексту))) Варю, я, варю... Над замечаниями подумаю. И упрощу.

- Благодарствую, что без «Вот еще!» отнеслись к моим… к тому, о что спотыкалась, - ведь «походка» то у нас у всех ра-азная!)) Да и писала не для того, чтобы приняли, а просто… В том-то и интерес, Энтар: «собственно, хроника» первой части и левитация-девиация – второй, - всё на месте. А вагон, который «благодаря мне»… так ведь не знаем: что там за «начальник»? И много ли нашего участия в том, что наши «вагоны» стоят здесь, а не где-то там. (Началась теперь и у неё левитация, да? А как - без неё, как?)

Энтар, а теперь – предложение, а, может, и просьба. Есть такой автор на ПРОЗА. Ру – Антон Чижов. Очень талантливый парень… ну, относительно моего возраста… и у него много любопытного, но меня покорила его «Бабочка» (отослала ссылку). Произведеньице небольшое, но!! Пожалуйста, посмотрите! Хотелось бы знать ваше мнение.

А стрижи с моего пятого, развернутого на запад, как же зазывно-отрадно кружат до самых густых сумерек, постепенно растворяясь в розовом отсвете прощающегося светила!

- Проклятый Зюскинд*... проклятый Антон Чижов! Зачем же Вы мне устроили!.. как теперь жить этак измельчённому в самомнении Энтару, в литературе?!!((( Благодарю, Галина. Не ожидал. Сидел, почитывал буниных, светочем в себе был... А фото Ваше композиционно нравится. Податься в стрижи, штоль?

- Энтар, если надумаете - в стрижи… меня возьмите!))

- Знаете, Галина, а стрижи… не такие уж добронравные создания.

- Не надо! Не хочу! Приближаясь, разрушаем! А зачем? Чтобы в недоумении застыть над осколками? Нет уж, лучше - летать... хотя бы и с не такими «уж добронравными», ибо все мы...

- Я тут правлю рассказ… потому, прошу, подождите пока с замечаниями. Да, хочется умным казаться, и вперёд - самому быть)))

 

Я – на его «Птичье»:

- А знать, синичка-то помогла! «Клювик шарфиком» не укрыли, - в малом, а раскрылись!)))

- Очередная, не сдерживаемая приличиями фантазия Энтара на тему уместности единения цеппелинов с Природой. «Тёплый бочок», понимаешь...))) Спасибо. Посмотрите, будет время, у меня в фотоальбоме «Едоки прилетели!»
- Попрыгать бы с вашими едоками с ветки на ветку! Пестро и почему-то просится… смачно! Да и «Ветровые» - тоже… Вы и фотографируя, словно туда, в самую суть стремитесь проникнуть, а я и в фотографиях банальна, - знаю.))((

-Спасибо, Галина, за «в самую суть стремитесь…» Получаются иные фото с внутренним мотивчиком, да. Редкие - как бы с движением. Словно вовсе это не «застывшее мгновение», но... кино. Это, конечно же, из хвастовства. Я тоже - любитель. И сильно этим не увлечён - ленив. А Вам новых, с настроением, живых фото.

- Подвигнутая Вами, только-только поместила альбомчик «Зимний ночной город», так что если как-нибудь… мимоездом…)))

- Если бы не белые пятна… четыре-пять крупных, фотография была бы интимного свойства. Более скажу: было бы похоже на иероглиф))) Понравилась. Спасибо.
(И следом):

- Пришёл… ещё раз… Такое фото гипнотическое! И с «пятнами» интригует. Волшебное, да. Спасибо.
- Насчет нижнего белого пятна... да, нахальное)). И без полутонов. Попробую подправить (еще не прикасалась Фотошопом). Спасибо Энтар, мой, столь въедливый)) критик.

 

Он – на моё «Супермаркеты» девяностых»:

- Наотмашь касаемо быта!!! Ну вот за шо мы так любим наше СССР- прошлое?.. И на зависть - в описании природы. Кстати, диссонанса между - нет. Отлично, спасибо.

- Благо-дарю-ю! За понимание, за принимание!

 

Его – «Схожесть».

Словес игра причудливо порочна –
В ней, всякий раз, увёртливая быль:
Бумажная, веков сошедших, пыль
В любых стихах, несущих «свежий» стиль,
Присвоивших подчисткой правомочность –
Хоть мастерски хитр′о, отнюдь не прочно.
Успех, ещё вчера имевший быть,
С ним - гением в поклонниках прослыть,
Но скоро оборвать везенья нить  
Фортуне, неразборчивой и склочной.
Как схоже вдохновение с игрой...
Да. Муза - не Фортуна, - ангел мой!

- Энтар, «причудливо порочна». Смилуйтесь! Порочна ли? Может, просто: привычна?.. ибо: ну, что ж делать-то, если от этого не уйти… и во все века! А «увёртливая быль» изменчивая, плавающая и коловратная, вот и барахтаются в ней ТАКИЕ… и всякие. А игра-вдохновенье… так это ж – спасенье и... И отлично, Энтар!

- Спасибо, Галина.

 

Он – на моё «Поиск иного неба».

У Вас: «Значит, загорание внутреннего света началось в пору смены поры безмятежного отрочества на первые годы той самой юности, которая станет навевать обещания неких радостных, еще расплывчатых, не сформировавшихся в нечто конкретное, будущих деяний». Кажется, тут «ЗНАЧИТ» совсем не нужно (относительно написанного выше). И сам абзац несколько… крут... «той самой», «неких» и другое в нём... Да и дальше: «И дальнейшее преображение моё зависело от тех «семян», которые были посеяны в душе теми, кто всегда был рядом, - старшим братом Виктором, мамой, - но если бы она 
к тем самым погибшим пчелкам, о которых писала в дневнике, отнеслась не столь участливо, а просто смела и выбросила их, то что осталось бы в моей душе?»
Но строчки замечательные!!! Выделка, я понимаю. У меня, вдруг, вот так обнаружилось в «Охоте» три лишних «Вы, Вам», а я-то, торопыга, услал уже на конкурс! Или в «Схожести» (тоже, конкурсное) - три запятых не так, - перемудрил.
- Энтар, как ж благодарна! О ТАКОМ редакторе можно лишь мечтать! Всё исправила. Спаси-ибо! Но опять осмелюсь - о «Схожести». «Присвоивших подчисткой (Не принимаю по звучанию…чисткой) правомочность, хоть мастерски хитр′о, отнюдь не прочно» (Попахивает вычурностью, может, проще?) «Как схоже вдохновение с игрой...» (А по мне бы вместо «как» – «но», опять же – проще, мягче) А вообще-то отшлифовали камешек здорово! Завидую!

- И Вам, Галина, спасибо! Стишок писал прямо на странице, с несколькими заходами, в день отправки на конкурс. Пыхтя, от непривычки торопиться; а задача была не усложнить... Да нет, не в сложности дело - привычного мне туману чтобы не было в смыслах. Да, был «обман» вместо «подчистки» (ближе к игре), но я сглупил, - от той самой пыли веков заплясал, и потому несколько в соединении с нею объявился подчисткой)) «Присвоивших подчисткой правомочность» читается этак ловко)) да и среди этих пыхтящих трёх «п», - «правомочность» лезет канцеляризмом, вот за неё и переживал. И уже было, как предлагаете, да, знаете... Весь стих - вычурность, выкрутасы, игра... в том числе и смыслом. Перемудрил, однако же. Благодарю Вас.

 

Его стихотворение:

Тугой, особенный составом, пассат, протяжный и холодный, -
Неумолимый, жёсткий нравом, как фатум – высший и природный;
Набиты пропотевшим пухом под сенью стихнувших метелей,
Беспечных ждущие в прорухе поля ледовые апреля;
В распадках тмит багульник прелый, а к лету, у останков храма,
Забытый всеми крест замшелый, росою плача, скроют травы;
Ручей стекает рыжей змейкой туда, где мнут волну паромы,
«Хрущёвки» встроены в линейку, застыли баржи ржавым ломом….
И тишью грезит, осень, спея, и «Миги» в небе бирюзовом,
И Ленин, сфинкс гранитный, млеет, и маяком мычит корова…..
…Картины вид провинциальный из года в год в музее скуки,
А век летит – взрывной, развальный – там пошумит, здесь – стихнут звуки.
… В промёрзших, насквозь диких сопках, где город, дачи и кладбище – 
Пассат метёт в пустых коробках судеб заснувших пепелище.

 - Энтар, если хотите… а нет – удадите:

«Беспечных ждущие в прорухе поля ледовые апреля» - словно выкручено, не выпремлено;  «Хрущёвки» встроены(?) в линейку…», может, что-то вроде «серые»?; «И Ленин, сфинкс…» Ой, только не сфинкс!.. со сфинксом – другие ассоциации!; «и маяком мычит корова»… вроде бы маяки – молчуны)); «стихнут звуки» (Бури? или что-то бурное, ведь звуки – почти тишина.

Обнаглела? А вообще-то - отличный образ!

- Отчего же… я люблю Ваши советы и вопросы. Давайте же поговорим.
1) «Выкручено» у меня ещё и ещё, кроме этой строчки, например: «Забытый всеми крест замшелый, росою плача, скроют травы». «И тишью грезит, осень, спея... (а вот это «спея» каково?!) Но упомянутое Вами, конечно же «тмит» (чадит), нет, затмевает: «Набиты пропотевшим пухом под сенью стихнувших метелей, беспечных ждущие прорухой (в прорухе) поля ледовые апреля». Что здесь, выкручиваясь, хотел автор от полей, которые ещё ледовые в апреле, но при сём под сенью весенних метелей и, наверняка, солнца, несколько, понимаете, пропотели, имея сверху вполне ещё достойный вид, а под «пухом» (снегом) скрыли, на самом деле «проруху», то есть трещины, промоины, сбитую шугу и прочие коварства для Беспечных (рыбаки, гуляки, даже катера...)) ну, и Ваш слуга… И самое тяжкое, выбраться чтобы, надобно так выворачиваться! А куда там Энтару с его девиацией к языку русскому))) А с другой стороны, Галина, после того, как я сам себе пояснил написанное, мне, собственно, и стала понятна (даже мне) - эта самая беспечность. 
2) Что еще у нас? Ага… «хрущёвки встроены в линейку»… Вполне кондовое тут, в городке, о котором я так уничижительно пишу (хоть и с грустинкой), дома построены в линию, и их, линий, с десяток, они так и называются: линия и - номер. И это не линии, скажем, Васильеостровские, тут под дулами автоматов ровняли.... Конечно, что-то типа «построены по линейке» можно было написать, но по мне - так... Хотя, давайте, на один выкрутас меньше: «хрущёвки строены линейкой». Но как-то простенько... А вопросы новые: как это, мол... и «встроены линейкой»... и «ровно по линейке» (журнал «Юный конструктор»))). Вот так, только тронь...)))
3) Ленин-сфинкс... Как-нибудь, о млеющих гранитах - в другой раз.))
4) О, корова!!! Признаюсь, в начале была «у маяка мычит корова» Но это - детское... Вдруг пришло в голову (жил у маяка), что и маяк мычит, и корова маячит...))) И хулиганства нет здесь. Вы только прислушайтесь, в тумане... Образ!
5) Категорически против «обзывания» звуков тишиной!!!))) даже и почти.
Автор придал «звукам» «стихнут», и очень этим доволен, смотрите: Век сначала «взрывной», потом – «развальный», потом «пошумит» - там. Здесь же - в упомянутой (обобщено, возможно) провинции – «стихнут». Так мне кажется. Энтар, вот же, издалека корову с маяком спутал.))) Никаких удалений, Галина! Может, не совсем прав, касаемо... Но всё же рад. И простите за многословную шуточность. Спасибо!

- Звуки стихнут, - ладно, пусть… а вот корова пузатая, мыкающая и маяк-романтик стройный, молча вглядывающийся в даль – рядом?.. Не-е-е. Понимаю, девиация поэту позволительна, - звучало бы! – но «Беспечных ждущие прорухой» и «грезит, осень, спея...» - не-е-е! А тут еще и «Ленин-сфинкс» маячит… почти рядом с коровой.  Хорошо хоть - с хрущевками… хотя, конечно, простенько, но зато «со вкусом»)))

Энтар, да не слушайте Вы там разных и всяких! Поэт больше чувствует, что ему надо…ть!)))

- Как можно, что вы!.. Это недвижимые маяки не отличаются стройностью, а коровы - средней упитанности и вида пристойного-благородного даже. Нет, вы поезжайте, посмотрите и послушайте: вот вам - туман, в нём - маяк и корова, и «муууу...» их почти неотличимо...))) разве что в сирене одного слышны предупредительно-охранительные нотки, а в мычании другой - призывно-жалостливые… а когда в стаде, пасущемся у маяка, выгуливается бык - отличить сигналы не представляется возможным: кормилица маяком есть.))) Полюбил, знаете, эту картинку из двух строчек и не под силу изменить что-либо... Зуб на зуб не попадал, когда рухнул в проруху, и пух - сверху… то есть, сначала пух, потом синь сени... нет, наоборот - сень сини, метели стихли, а когда вынырнул - ах ты, апрель! Так и запомнил...))) Спея... Зрея, пусть, как было… хорошо же: грезит - зрея! Какая-то эта осень у Энтара... Шо, фея, спея, курила травку?))) «Поэт больше чувствует»… чувствуй попонятливей, Э. Ж., и соблюдай. Хорошо хоть раздел называется «К белому списку» - для правки, да. Спасибо, спасибо за всё. И мне спасибо. И Вам. От стихотворения.))))
P. C: Ваше «Хрущёвки серые в линейку» - шедевр, замечательно! Картинка... стерео... попадание 100%... Жаль, - не мною...

-Да обожаю я свинюшек, - хрюкающе-клоунские персонажи, - и коров люблю, - мыкающих, теплых, молоком пахнущим, а вот с маяками так и не свиделась, только по фильмам образ, - одинокий, молчащий и всматривающийся… так что не разрушайте уж, пожалуйста… уж)) «…чувствуй попонятливей, Э. Ж.

 А «Беспечных ждущие» - так и не поняла. Ну да ладно, зато – красиво звучащая загадка. А вот «Забытый всеми крест замшелый, росою плача, скроют травы» - без загадок чУдно! А вот «мнут волну паромы» - чудо! Но только не «Ленин, сфинкс гранитный, млеет…» Энтар, ну не сфинкс, а «думающая гильотина»! Да и «млеет» (мягкое, обволакивающее!) – никак – к нему-у-у-у-у-у (корова?))) И не надо «спасибо» - мне, это я – Вам!..

- К мировому соглашению мы почти пришли, против - только Владимир Ильич... И «млеет» ему, этак, по-женски, не к лицу, а «тлеет» - как раз на пользу, ВИЛ таки успел: всегда молодой, да уж слишком многозначительно сие... «И Ленин живее всех живых», и где видно, что это памятник? Аж страшно... "гранитный Ленин молодеет, и маяком мычит корова - от молодения вождизма? Стенгазетные шутки тут времён неразвитого капитализьму пошли...))) А, вот: «И Ленин, сфинкс гранитный, блеет, и маяком мычит корова...» Вождь блеет, корова тоже не отстаёт, выше в строчке бирюзовые «Миги» ревут... Какая-то памфлетно-заприкольная какофония!!! А осень, между тем, (которая зреет) грезит о тишине... Картинка!..))) Нет, не могу я, в унисон, рядом, - корову и «германскаво шпиёна»... ТЛЕЕТ». Тушим?))) И – главное, исключительно, для Вас, Галина, мычать корова будет, как ей положено собою, так и было в «первоисточнике», и маяк остаётся именно светильником, - светя. Как в кино.))»

- Тлеет, тлеет, Энтао! Здорово. (Только б не хватило духу тем дуть, кто (ду-ду-ду))) на тлеющего-то, чтобы ожил!(()) А это: «Вождь блеет, корова тоже не отстаёт, выше в строчке бирюзовые «Миги» ревут…» Куда б ТАКОЕ пристроить, не дать пропасть, а? Прикиньте, Энтар! А осень, между тем, (которая зреет)...» Так вот же, вот: осень млеет, а не ВИЛ!.

- Для Вас…

- Ой-ой, аж… Но всеОДНО лестно.

- Разумеется, было и у осени «мление»... Прикинешь, этак, одно к другому, - вворачиваешь слова... и грешному поражён: волшебством балуешься, честно. Осень же (моя) после Ульяновых зверо-томлений брезгует этим...))) Да вот и Энтар, подумав, предположил, что слово это в стихе... неуместно! Судите сами: прорухи, останки, кресты, плача, застыли, мычит, метёт, ржавым, промёрзших... и вдруг этакое... Незачем ей, осени, выделяться и не об ней здесь речь... И если у ВИЛ это было бы ВЫЗОВОМ, то у осени звучит гламуром... «Вождь блеет...» По большому счёту это смешно и даже уместно, да для главного мирового революционера, увы, мягковато, - уровень не тот! Высота впадины несоизмерима с моим ёрничаньем по поводу сего гласа.))) Вот, помню, приезжий артист в гриме Ленина, заскочил неожиданно в школьный актовый зал и побежал по проходу к трибуне, так мы, уж на что циниками были и руки после пирожков с капустой о бархат завещания его «учиться и учиться» вытирали, и то - прослезились, ударившись в продолжительные аплодирования. Куда ж от этого? Теперь-то, вон чего!.. да и то... гений! тому и эпитеты должные))
- Ну-у… Конечно, пристроить «мление» при вышеперечисленном наборе, - «прорухи, останки, кресты, плача, застыли, мычит, метёт…», - может и некстати (тогда надо бы: Лишь осень грезит, тишью млея…  но после этого куда девать «Миги» в небе бирюзовом?))), а посему ничего и не предлагаю… Нет, и всё же: «Незачем ей, осени, выделяться…» Да нет, «заслуживает» того «лишь», заслуживает! А по поводу ёрничанья… Хорошо помню, как в первые годы Перестройки, когда появилось множество радиостанций, то как же девочки-мальчики ёрничали над Ельциным! Противно было. Не то сравнение?.. Не то, конечно, но вот… всплыло. А что ВИЛ – гений (гений зла!), так что ж, не притронься и словом?

-О «гениях зла...» На моём островном хуторе - всегда о возвышенном, - Любовь зла, приходится рогами и копытами рассчитываться, тлеть, млеть, грезить и мычать – «беспечному в прорухах»)). Словом, занят мыслями сугубо следствий сносительства полов, может - спорными, таки ёрничая, но всегда и принципиально не в курсе: что там, на материке, вне Природы?))) «… тогда надо бы: Лишь осень грезит, тишью млея…» Меня смущают сомнительные терзания: не может быть, чтобы Вы, Галина, стихов не писали! И де оные? Секрет?))) Извините, если что.

- «…приходится рогами и копытами рассчитываться». Энтар, так ведь за всё!.. может, и не рогами, но рассчитываемся! А за любовь… Да стоит ОНА того, стоит! Так что, ну их!.. «гениев зла»! Оставайтесь-ка на своём «островном хуторе», на который и нас приглашаете, а мы – с удовольствием!..

А мои стихи… Кончено, в далёкой… во влюблённой, случался поэтический лепет: «О, если б ты знал, как хочу я увидеть твои голубые, родные глаза и голос негромкий и милый услышать. Я счастлива только бы этим была!» Или: «Мелодию печальную, тревожную, прощальную, ручьём снегов подтаявших, слагаешь ты зиме…» А пишу Вам всё это прозаической строкой потому, что тогда же поняла: «Поэта из меня не выйдет. Знаю это точно. Зачем же играю с рифмой, в которой не смыслю ни…» А потом открылся мир Лермонтова*

, Тютчева*, Фета*, Бунина* , Блока*, Ходасевича*… Да разве ж могу с ними – рядом?.. Не-е, лучше – прозой, хотя и она… Но рискнула, - ведь так хотелось поделиться собой и в ЧЁМ жили!»

- «Зачем же играю с рифмой, в которой не смыслю...» А чего об ней мыслить-то?.. с ней надобно... хитрить! Она хитра, да и поэт хитёр! Раньше, как? Больше спасались глаголами, нынче в ограничении они, вот мысли свои, тужась, и направляешь на то, чтобы, значит, обойти и придать, созвучить и соотнести, вставить и разделить... Да, всё самая обыкновенная работа, только крутись! А что до содержимого образа, так всё на читателя и валишь, - что понял в твоих выкрутасах, то и его, ну, а если не понял, он же и виновен)). Нет, конечно, и ты, пера работник, проникнешься, испугаешься и... и взгордишься (иной раз) получившимся... супротив ожиданий, так это - не твоё,  неча нос задирать, тут Муза, или кто-то другой рукой неверной водили... Бывает, бывает. Так что дерзать, а там...))) А миры… У Ходасевича - свой, у Ждановичуса - свой! Если будешь этак по чужим мирам шляться - забудешь, кто ты. А утверждение, что ты есть то, что отовсюду взял, мне обидно...))) С прозой - тяжче! Вот тут труд истинный! Музы - по поэтам, никто руки твоей не желает направить, так и пишешь-пашешь как умеешь (что имеешь), уповая только на фантазии и опыт... Риск, конечно.))) Спасибо.

- Хитрить» с музой-то… Наверное, правы, - Вы же поэт! А я не смогла «обойти и придать, созвучить и соотнести, вставить и разделить» - не моё. Думалось: с прозой проще, а когда поняла, что с настоящей, может, и еще сложнее, чем, с поэзией, то было уже поздно, - много нацарапала!.. а похерить жалко, - хорошо, что к этому времени «созрело» время Литсайтов и рискнула!.. бросаю туда. И не согласна, что в прозе «никто руки твоей не желает направить». Направляет «руки» некоторых, направляет! Набоков и иже… и даже среди литсайтовских иного читаешь и диву даешься. А Ваше утверждение, «что ты есть то, что отовсюду взял, мне обидно…» Энтар, так ведь мы же и впрямь сотканы из того, что когда-то, где-то, у кого-то, что-то… чего ж обижаться-то? Правда, «миксером» своего восприятия все это «отовсюду» взбили и теперь – по-своему… это – да! Это – и надо! А как же ш? Спасибо и Вам!

- Мнительность, знаете ли... Напишешь, а потом на вкус пробуешь - из чего (от кого) ингредиенты? Лучше в своём мирке сидеть, ни в чью сторону не косить и, окромя азбуки, ничего в руке не держать!))) Но вдохновляться, отмечать на полях, штудировать... Так, всплакнёшь да умилишься иному, - не ближе! - зато, ссылаясь на островную снобистскую невосприимчивость (хладномыслие, тугодумие и чувствотупие в том же числе), относительно свободен, - собственноосвобождён. Миксер?.. Нет, если смешивать, то лопатой! Честно! Лопату в руки - хоть в этом труд... и, любуясь на дворец, хижину или будку взлелеянного тобой литературного самостроя, именами небесножительных NNN сие архи-чудо обзывать не будешь, хотя, что же?.. смешивал, как все и от всех, да и воду лил...))) Вообще, тема эта... ну её, тож! Благодарю и за весьма художественное фото.

- И всё же позвольте робкую реплику по поводу той, на которую «ну её»!)) Конечно, «свободен»… свободен для того, чтобы из всего, что узнали и вычитали… а лучше – так: свой ковер жизни (не моё, а Сомерсета Моэма*) ткём мы сами, и только мы. Это – наше! А уж какие «ниточки» вытащим для своего ковра из всего, что – от кого-то, когда-то и зачем-то))), зависит только от меня, от Вас, него, её… Иной таких ниточек натаскает, что на его ковер и взглянуть-то не охота, а другой… И читать ЕГО, смешанное «лопатой» (да еще какой труд!), отрадно, и переписываться с ним… Вот».

- ))) Рад.

 

*Эзоп - легендарный древнегреческий поэт-баснописец. Предположительно жил около 600 г. до н.э. 

*Владимир Набоков (1899-1977) - русский писатель, поэт, переводчик, литературовед после переворота 1917 года эмигрировавший за границу.

*Иван Бунин (1970-1953) - русский писатель и поэт, эмигрировавший за рубеж после переворота 1917 года, первый лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 года.

*Михаил Салтыков-Щедрин (1826 — 1889) – русский прозаик.

*Костантин Паустовский (1892 -1968) - русский советский писатель.

*Сергей Сергеев-Ценский (1875—1958 -) русский советский писатель.

*Иван Тургенев (1818- 1883) - русский писатель-реалист.

*Федор Достоевский (1821-1864) - русский писатель, переводчик, драматург, издатель журналов.

*Николай Гоголь (1809-152) - русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист.  

*Антон Чехов (1860-1904) - русский писатель.

*Николай Лесков (1831-1895г) — русский писатель.

*Из миниатюры Михаила Жванецкго «Я видел раков…»

*Пабло Пикассо (11-1973) -испанский художник скульптор, график. «Голубка   Пикассо» - белый голубь мира, нарисованный им и в 1949 году и неоднократно воспроизводившийся.  

*Па́трик Зюскинд (1949) — немецкий писатель и киносценарист.

*Васильеостровские - Васи́льевский о́стров, самый большой остров в дельте реки Невы в Санкт-Петербурге.

*Михаил Лермонтов (1814-1841) - русский поэт, прозаик, драматург, художник.

*Фёдор Тютчев (1803-1873) - русский поэт, дипломат.

*Афанасий Фет (1820-1892) — русский поэт-лирик и переводчик, мемуарист.

*Иван Бунин (1870-1953) - русский писатель и поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе (1933 год).

*Александр Блок (1880-1921) русский выдающийся поэт, писатель.

*Владислав Ходасевич (1886-1939) — русский поэт, выступал и как критик.

*Уильям Сомерсет Мо́эм (1874-1966) - британский писатель, один из самых преуспевающих прозаиков 1930-х годов, автор 78 книг.

*Эзоп - легендарный древнегреческий поэт-баснописец. Предположительно жил около 600 г. до н.э. 

*Владимир Набоков (1899-1977) - русский писатель, поэт, переводчик, литературовед после переворота 1917 года эмигрировавший за границу.

*Иван Бунин (1970-1953) - русский писатель и поэт, эмигрировавший за рубеж после переворота 1917 года, первый лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 года.

*Михаил Салтыков-Щедрин (1826 — 1889) – русский прозаик.

*Костантин Паустовский (1892 -1968) - русский советский писатель.

*Сергей Сергеев-Ценский (1875—1958 -) русский советский писатель.

*Иван Тургенев (1818- 1883) - русский писатель-реалист.

*Федор Достоевский (1821-1864) - русский писатель, переводчик, драматург, издатель журналов.

*Николай Гоголь (1809-152) - русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист.  

*Антон Чехов (1860-1904) - русский писатель.

*Николай Лесков (1831-1895г) — русский писатель.

*Из миниатюры Михаила Жванецкго «Я видел раков…»

*Пабло Пикассо (11-1973) -испанский художник скульптор, график. «Голубка   Пикассо» - белый голубь мира, нарисованный им и в 1949 году и неоднократно воспроизводившийся.  

*Па́трик Зюскинд (1949) — немецкий писатель и киносценарист.

*Васильеостровские - Васи́льевский о́стров, самый большой остров в дельте реки Невы в Санкт-Петербурге.

*Михаил Лермонтов (1814-1841) - русский поэт, прозаик, драматург, художник.

*Фёдор Тютчев (1803-1873) - русский поэт, дипломат.

*Афанасий Фет (1820-1892) — русский поэт-лирик и переводчик, мемуарист.

*Иван Бунин (1870-1953) - русский писатель и поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе (1933 год).

*Александр Блок (1880-1921) русский выдающийся поэт, писатель.

*Владислав Ходасевич (1886-1939) — русский поэт, выступал и как критик.

*Уильям Сомерсет Мо́эм (1874-1966) - британский писатель, один из самых преуспевающих прозаиков 1930-х годов, автор 78 книг.